Проповедь в день Рождества Иоанна Предтечи

Автор: Протоиерей Иоанн Сазонов. .

«Истинно говорю вам: из рожденных женами не восставал больше Иоанна Крестителя» (Мф.11:11).

Братия и сестры! Святой Иоанн был не только человеком святой жизни, не только пророком, но Предтечей и Крестителем Мессии – Спасителя нашего Господа Иисуса Христа, что существенно отличает его от других ветхозаветных пророков. Другие пророки видели день Христов, провозглашали пришествие Мессии (Михей 5:2; Ис. 42: 1-4; 35:5-6), издалека и не совсем ясно говорили в символах и гаданиях, но все они отошли к Богу так и не увидев предсказанного ими Мессию (1Кор. 13:12). Но Предтеча не только был Его родственником, не только разговаривал с Ним, но крестил Его, приготовив тем самым Его крестный путь. Именно Предтеча был избран послужить непостижимой для человеческого ума тайне смирения Сына Божиего, и пострадать ради правды Его.

Церковь чтит святого пророка Иоанна и изображает в иконописи его вместе с Пречистой Богородицей предстоящим на Страшнем Суде и умоляющим Судию мира о роде человеческом. За каждой литургией священник вынимает частицу из просфоры и поминает Предтечу первым, после Божией Матери.

Память его празднуется шесть раз в год; он единственный святой, чье Рождество отмечается Церковью, празднующей лишь Рождество Христово и Рождество Пресвятой Богородицы.

Вспомним сегодня, братия и сестры, отрывок Евангелия от Луки, которое читается на утрени в праздники посвященные Божией Матери, когда при трогательном посещении Девой Марией престарелой своей родственницы Елисаветы, мать пророка Иоанна почувствовала, что «взыгрался младенец в ее чреве» от приветствия Пречистой Богородицы (Лк.1: 40-42). Будущий Предтеча Господень еще во чреве матери возрадовался при приближении Матери Того, о Ком ему было суждено возвестить всему миру. При рождении он получает имя, нареченное ему Архангелом – «благодать Божия» (Лк. 1:13).

О дальнейшей жизни юного Иоанна в Евангелии сказано кратко: «и был в пустынях до дня явления своего Израилю» (Лк. 1:80). Предание поясняет, что вскоре после Рождества Христова и избиения Иродом Вифлеемских младенцев был убит и престарелых отец святого Иоанна – священник Захария за то, что отказался отдать на убиение своего сына, а праведная Елисавета с малолетним Иоанном бежала в пустыню. Там, в пустыне, которую в народе прозвали «Страшная», Елисавета возрастила отрока и научила его Закону Божиему, и молитвам. По смерти матери, которую умертвили преспешники царя Ирода Иоанн остался один. Его единственным питьем была ключевая вода, а пищей – акриды (саранча) и мед диких пчел. В пустыне, среди безмолвия Бог был особенно близок сердцу великого пророка.

Братия и сестры! Имя Крестителя Господня Иоанна вошло в века. Суровый аскет, проповедник покаяния, поборник правды, глашатай истины, безбоязненный обличитель греха – таким сохранился его образ в истории человечества.

Во всех странах мира, где проповедано Благая весть о пришествии в мир Сына Божия и о спасении через веру в Него человека, свято чтится имя пророка Иоанна. Везде, в каждом храме, на Востоке и на Западе, можно встретить иконы Рождества Предтечи и иконы изображающие его ученную главу. Глава покоится на круглом блюде, орошенном кровью, густые волнистые волосы обрамляют бледное мертвое лицо. Очи закрыты, сжаты уста… И нет слов, чтобы выразить чувство, с которым смотришь на лик пророка, сравнивая его Рождество и смерть.

И хотя образ смерти предтечи ужасает нас, но в этой смерти, братия и сестры – видится победа, в безмолвии – проповедь, в казни – приговор казнившим…

Предтеча был, по слову Господа нашего Иисуса Христа, «светильник горящий и светящий», и свет его ныне, как и две тысячи лет тому назад, горит в Церкви Христовой, распространяя свет Божий по всему миру.

Будем же и мы следовать его путем к Правде и Истине, подражая ему в своей жизни: этим мы прославим его память, в Нем найдем себе молитвенника и его ходатайством обретем спасение своей бессмертной души.

Святой Великий угодник Божий Иоанне, Предтеча и Креститель Господень, моли Бога о нас! Аминь

1972 г.                         Воскресенский кафедральный собор г. Костромы.

 

Храмы и монастыри

Свято-Покровский Авраамиево-Городецкий мужской монастырь

село Ножкине близ города Чухломы

Этот монастырь на берегу Чухломского озера был основан во второй половине XIV века одним из наиболее выдающихся учеников Преподобного Сергия Радонежского — преподобным Авраамием Галичским и Чухломским.

Подробнее...

Святые и Святыни

Репрессированные в годы гонений Епископы Костромской епархии

Подробнее...

Статьи

К 400-летию окончания Смуты, восстановления российской государственности, и 400-летию Дома Романовых протоиерей Дмитрий Сазонов посвятил две монографии

В конце апреля 2013 года вышли в свет две монографии протоиерея Дмитрия Сазонова – «История и историософия Костромского Ипатьевского мужского монастыря» - 2-е издание, иллюстрированное и дополненное одноименной монографии вышедшей в 2011 году, и  «Моделирование здоровья, интеллекта, образования, карьеры и духовности», которую автор написал  совместно с д-ром экономических наук, профессором О. К. Платоновым и к. экономических наук, доцентом  ГАМП М. Н. Мимясовым.

Монография «История и историософия Костромского Ипатьевского мужского монастыря» прослеживает историю «царского» монастыря, «колыбели династии Романовых» от его основания до событий современности. Истории, которая тесно связана с развитием, сохранением, и восстановлением российской государственности. Провидит аналогии и параллели между местным и универсальным развитием российской истории. В отличие от 1-го издания (325с.) она уже занимает 388с. В ней 121 иллюстрация, многие из них уникальны и впервые доступны широкому пользователю, такие как «Реконструкция Ипатьевского монастыря XVII в.» «Реконструкция Ипатьевского монастыря XXI век», выполненная архитекторами в конце XX и начале XXI cтолетия.

Подробнее...