С 29 апреля 2024 начинается Страстная неделя

Автор: Прот. Дмитрий Сазонов. .

image001 С 29 апреля начинается Страстная неделя, последняя неделя Великого поста. Такое название она имеет потому, что посвящена воспоминаниям последних дней земной жизни Спасителя – Его страданиям, крестной смерти и погребению.

В понедельник, вторник и среду этой недели Церковь раскрывает для нас назидательный смысл последних дней Господа, проведенных Им на земле. В эти дни верующим предписывается строгий пост. Сухоядение без масла.

24 апреля. Память преподобного Иакова Железноборовского и Иакова Брылеевского

Автор: Прот. Дмитрий Сазонов. .

image00124 апреля Православная Церковь молитвенно чтит память двух преподобных Иаковов, связанных с Костромским краем: блаженную кончину преподобного Иакова Железноборовского и Иакова Брылеевского (из бояр Брылеевых), который был учеником преподобного Иакова Железноборовского и трудником его монастыря (слово "трудник" имеет два значения: "труженик" и "послушник"). Он основал впоследствии Брылеевскую пустынь в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы в 5 верстах от Предтеченского Железноборовского монастыря по направлению к городу Бую. Преподобный Иаков скончался в XV веке и был погребен во Введенской церкви.

7 апреля 2024. Благовещение Пресвятой Богородицы

Автор: Прот. Дмитрий Сазонов. .

image0017 апреля Церковь призывает своих чад прославить Пресвятую Деву, Которая со смирением приняла от архангела Гавриила Благую весть о рождении от Нее Спасителя мира, Избавившего мир и человечество от греха, проклятия и смерти (Благовещение).

В Евангелии от Луки в 1-ой главе, 26-38 ст. говорится о явлении в г. Назарете Деве Марии  Архангела Гавриила возвестившего Благую весть – рождение от Нее Мессии, Спасителя мира.

30 марта. Стояние святой Марии Египетской

Автор: Прот. Дмитрий Сазонов. .

image001В среду вечером пятой недели Великого поста (30 марта) совершается богослужение, которое из-за своей продолжительности и покаянной направленности именуется «Стояние святой Марии Египетской», или еще называется «Марииным стоянием». Вечером, в храмах на богослужении  читается житие преподобной Марии Египетской, сорок лет проведшей в пустыне в подвиге покаяния, и полностью вычитывается канон преподобного Андрея Критского, который читался частями  в первые четыре дня  на первой неделе Великого поста (т.н. по греч. - мефимоны). Чтение покаянного канона преподобного Андрея возвращает нас к покаянному чувству начала Великого поста.

27 марта 2024. Чудотворная икона Федоровской Божьей Матери

Автор: Прот. Дмитрий Сазонов. .

image003«Молю убо прежде всех творити молитвы, моления, прошения,
благодарения за вся человеки, за царя и за всех, иже во власти суть,
да тихое и безмолвное житие поживем во всяцем благочестии и чистоте».1 Тим. 2:1-2.

 

27 марта костромичи, все патриоты родной земли, молитвенно преклоняются перед чудотворной иконой ФедоровскойБожьей Матери, которой в этот день, в 1613 г. был благословен на царство в стенах Ипатьевского монастыря молодой боярин Михаил Федорович Романов. Это благословение положило конец периоду Смутного времени в истории Русского государства, открыло начало воцарению новой династии, которая управляла  Россией в течение 300 лет.

Воскресный день 17 марта в церковном календаре называется Прощеным воскресеньем

Автор: Прот. Дмитрий Сазонов. .

image001Прощеным воскресенье называется по чину прощения, который совершается в это день перед началом Великого поста. Тематической канвой прощеного воскресенья, его нравственным смыслом служит воспоминание изгнания праотца Адама из рая... Прощеное воскресенье называют еще «Воспоминанием Адамова изгнания».

23 февраля 2024. Почитание иконы Божией Матери «Огневидная»

Автор: Прот. Дмитрий Сазонов. .

image00123 февраля, в гражданский праздник День защитника Отечества Православная Церковь празднует почитание иконы Божией Матери «Огневидная».

Относительно времени и места явления Огневидной иконы Богоматери никаких сведений не сохранилось. В святцах изданных в 1815 г. в Почаеве, указывается 845 год как год ее явления. Божия Матерь на этой иконе изображается одна, без Младенца Иисуса.

5 февраля. Собор Костромских святых

Автор: Прот. Дмитрий Сазонов. .

image0015 февраля, в день памяти преподобного Геннадия, Костромского и Любимоградского чудотворца (+1565), совершается память святых, в Костромском крае просиявших – Собор Костромских святых.

Среди городов, основанных на заре древнерусской государственности, Кострома занимает особое место. Именно отсюда в 1613 году от Рождества Христова был призван на царство 16-летний Михаил Романов, что положило конец Смутному времени. И конечно, целым сонмом духовных подвижников, которым в 1981 году в Русской Православной Церкви было установлено отдельное празднование - Собор Костромских святых. 23 января/5 февраля 1982 года, в день памяти преподобного Геннадия, Костромского и Любимоградского чудотворца, было впервые совершено празднование Собора святых, в земле Костромской просиявших. 

25 января. Память святой мученицы Татьяны

Автор: Прот. Дмитрий Сазонов. .

image00125 января Церковь празднует память святой мученицы Татьяны. Угодница родилась в начале III века в Риме. Родители ее были люди известные: отца трижды избирали жители Римасвоим консулом. В те времена это была высшая выборная должность существующей системы власти. Достигнув совершенного возраста, Татиана приняла решение полностью посвятить себя Спасителю и служению Его Церкви. Она дала обет девства и всю себя посвятила трудам и заботе о ближних.  Воспитанная в христианстве, будучи диакониссой (служение женщин в церкви) римской церкви, она ходила за больными, посещала темницы, помогала неимущим, находилась в постоянной молитве к Богу. За исповедание Христа Богом, она вместе с отцом, была усечена мечем.

19 января 2024. Праздник Крещения Господня

Автор: Прот. Дмитрий Сазонов. .

image00112 дней после Рождества Христова вплоть до Крещенского Сочельника именуются Святками, т.е. святыми днями, названными так потому, что они освящены великими событиями Рождества Христова и Богоявления (другое название праздника  Крещения Господня). В святочный период нет поста. В эти святые дни принято посещать друг друга, дарить подарки, поздравлять с праздником Рождества Христова, своими посещениями символизируя ангелов возвестивших великую радость о рождении Спасителя мира Вифлеемским пастырям. При поздравлении обычно  родившегося Богомладенца  песнопениями посвященными празднику Рождества (тропарем и кондаком праздника), и многолетиями хозяевам дома.

Храмы и монастыри

Костромской Богоявленско-Анастасьин монастырь

Под сенью веков…

(Очерк об истории и современном состоянии Костромского Богоявленско-Анастасьина женского монастыря)

2006г. Богоявленско-Анастасьин женский монастырь отметил 580-летитний юбилей своего основания. Одна из самых знаменитых и древних отечественных обителей, основанная в XVв. преподобным Никитой, учеником и сродником преподобного Сергия, игумена Радонежского, в наши дни переживает период своего славного возрождения и является одним из главных архитектурных и духовных украшений Костромы, одной из жемчужин ее прошлого и настоящего. Не будет преувеличением сказать – и будущего. Именно в нем, являющемся одновременно и кафедральным собором Костромы, находится одна из величайших святынь России – Федоровская икона Божьей Матери, явленная костромскому князю Василию Ярославичу в XIII в.

Подробнее...

Святые и Святыни

Великий князь Костромской (Владимирский) Василий Ярославич (1247-1276 гг.)

Великий князь Владимирский в 1272-1276 гг. Князь Новгородский в 1273-1276 гг. Из рода Владимиро-Суздальских великих князей. Василий Ярославич был младшим сыном великого князя киевского и владимирского Ярослава Второго Всеволодовича и смоленской княжны Ростиславы Мстиславовны.

Родился в городе Владимире-на-Клязьме. Существуют сведения, что Кострома была получена Василием Ярославичем по разделу, произведенному его дядей великим князем Святославом Всеволодовичем в 1246 году.

Подробнее...

Статьи

Федоровское кладбище

Его формирование на северной окраине Костромы началось в 1868 году с основания между Буйским и Галичским трактами на месте современной станции переливания крови так называемого Старомонастырского кладбища, официально открытого в 1871 году, оснащенного в 1875 году Спасо-Преображенской церковью и принадлежавшего поначалу Спасо-Преображенскому девичьему, а впоследствии – восстановленному Анастасиину-Богоявленскому женскому монастырям.

Подробнее...

Православный календарь на сегодня: