Великий князь Костромской (Владимирский) Василий Ярославич (1247-1276 гг.)

Автор: Прот. Дмитрий Сазонов. .

image001Великий князь Владимирский в 1272-1276 гг. Князь Новгородский в 1273-1276 гг. Из рода Владимиро-Суздальских великих князей. Василий Ярославич был младшим сыном великого князя киевского и владимирского Ярослава Второго Всеволодовича и смоленской княжны Ростиславы Мстиславовны.

Родился в городе Владимире-на-Клязьме. Существуют сведения, что Кострома была получена Василием Ярославичем по разделу, произведенному его дядей великим князем Святославом Всеволодовичем в 1246 году.

image002В 1271 г. разгорелся конфликт между великим князем Ярославом Ярославичем и новгородцами, а Василий, из соперничества с братом, встал на сторону новгородцев. Василий Ярославич поехал в Орду, сообщил хану, что правы новгородцы, а Ярослав виноват, и вернул с дороги татарские войска, которые уже были отправлены на новгородцев. Таким образом, Василий Ярославич отклонил от города Новгорода большую беду — нашествие татар, войска которых призывал против жителей Новгорода его брат Ярослав. Оказав Новгороду такую услугу, Василий надеялся без всякой борьбы и лишних споров быть выбранным на княжение этого вольного города. Так князь Ярослав Ярославич вынужден был скрепить мир с новгородцами, сам поехал в Орду, но умер в 1272 г. на обратном пути.

Однако против ожидания князя костромского, в Новгороде сел его племянник, Дмитрий Александрович Переяславский, сын Невского. Татищев писал, что Василий потребовал уничтожения грамот, которые были даны Ярославом Ярославичем новгородцам, а Дмитрий согласился княжить новгородскими землями по воле горожан. Но Василий Ярославич не желал уступать своих прав. Он с помощью татар и своего племянника, Святослава Ярославича тверского, силой заставил новгородцев избрать его. Он пошел войной на новгородские уделы, взял Торжок, пожег многие хоромы, посадил своего тиуна. Торговля с Суздальской землей была прекращена, купцов новгородских схватили, а хлеб в городе сильно подорожал.

image003Зимой в 1273 году новгородцы стали открыто проявлять свое недовольство, и Дмитрий, не дожидаясь изгнания, сам добровольно уехал в свой Переяславль. Князь Василий Ярославич Костромской сел на Новгородский престол.

В 1274 году, во Владимире-на-Клязьме, во время правления Василия Ярославича, приехал киевский митрополит Кирилл и был созван Поместный собор. В послании Кирилл обличал народ за неукоренимые языческие обычаи, духовенство же - за нерадение, но не сказал ни одного слова о княжеских междоусобицах, то есть о главном корне зла, и все беды приписывал только несоблюдению церковных уставов. При Василии Ярославиче в 1275 г. прошла третья перепись на Руси, которая была проведена с целью уплаты дани по приказу хана Менгу-Тимура. В этом же, 1275 году, Василий Ярославич съездил в Орду, где после смерти хана Беркая правление взял в свои руки его брат Тимур. По возвращению из Орды Василий Ярославич умер в 1276 году в Костроме, прокняжив всего 4 года.

image004В летописях Костромское княжество впервые упоминается в 1213 году в связи с междоусобной борьбой удельных князей, когда город был сожжен, а жители уведены в плен. Четверть века спустя Кострома разделила участь других русских городов, разоренных ордами Батыя. Но тяжелые испытания не сломили дух костромичей. В 1272 году, когда к Костроме подошел татарский отряд, собиравший дань по здешним землям, костромская дружина и городские ополченцы разгромили его. Возглавлял отряд костромской князь Василий Ярославич. По преданию, победа была одержана благодаря чудесной помощи Фёдоровской иконы Божией Матери, которая была обретена при правлении князя и стала святыней для его удела. Поэтому взял он её на поле боя, рассчитывая на помощь небесных сил в борьбе с басурманами. На том месте, где стоял чудотворный образ, поставили крест, и прослыло это место как Святое. Так было названо озеро, на берегу которого происходила битва, а также деревня на берегу.

При правлении князя в Костроме были построены: Феодоровская и Успенская соборные церкви, Костромской кремль, Ипатьевский монастырь, церковь Воскресения на Дебре, Спасский монастырь на Запрудне.

Тело великого князя Василия Ярославича было погребено в церкви святого Феодора Стратилата, которая относилась к Успенскому собору Костромского кремля 16 августа 1263 г.

Память о великом князе и его жизни запечатлена в литографических иллюстрациях к акафисту чудотворной иконе Божией Матери Феодоровской, на фреске храма Спаса на Запрудне в Костроме, где обретена была им чудотворная икона, ставшая Всероссиской святыней и покровительницей Дома Романовых.

image005

Старшинство в городе Владимире перешло к его племяннику, старшему сыну Александра Невского, Дмитрию.

image006

 

Храмы и монастыри

Реконструкция убранства храмов Макарьево-Унженского монастыря по древнейшим описям обители

Неопубликованные описи Макарьево-Унженского монастыря 1613 и 1624  гг. содержат исключительную по ценности информацию, которая позволяет реконструировать древнейшее убранство храмов обители, гробницы ее основателя, иконографию ранних икон и произведений прикладного искусства, связанных с преп. Макарием. Эти документы наглядно демонстрируют огромную популярность костромского святого в России первой четверти XVII в.

Документы Макарьево-Унженского монастыря хранятся в Государственном архиве Костромской области[1]. Фонд Макарьево-Унженского монастырясильно пострадал при пожаре архива, но древнейшие описи не сгорели. Сохранились описи 1613 г. и 1623-1624 гг., которые были частично использованы И.К.Херсонским. Древнейшая опись была произведена, когда монастырское хозяйство принимал игумен Зосима (1613-1625). Обновление обители началось незадолго до этого, в конце XVI в., после назначения в монастырь строителем старца Давида Хвостова.

Подробнее...

Святые и Святыни

Священник СМИРНОВ Михаил Васильевич (1878-1942)

Родился 7 ноября 1878 г. в семье священника с. Матвеево Костромская губ., Кологривский уезда (ныне Костромская обл, Парфеньевский р-н) о.Василия Смирнова и матушки Александры Васильевны (урожденной Арсеньевой, дочки священника). В 1898г. по II разряду окончил Костромскую Духовную Семинарию. Запись: "Владеет греческим и латинским языками (читает и пишет)".

Подробнее...

Статьи

Костромские романоведы

АНДРОНИКОВ ПАВЕЛ ИВАНОВИЧ (1835, с. Бушнево Чухломского у. Костромской губ. – 16.11.1888, г. Кострома). Сын дьячка Казанской церкви Ивана Борисова (ок. 1815-?). Выпускник костромских духовных училища (1848) и семинарии (1854). Регистратор (10.03.1855) и помощник столоначальника (13.11.1857) Костромской гражданской палаты. Редактор неофициальной части Костромских губернских ведомостей (1855-1859, 1862-1863).

Подробнее...