Епископ Череповецкий Макарий (Николай Михайлович Опоцкий, 1872-1941).

Автор: Прот. Дмитрий Сазонов. .

image0019 ноября 1941 году отошел ко Господу епископ-катехизатор Макарий (Опоцкий) – выдающийся пастырь, миссионер, основатель нескольких православных братств. Именно созидание братских общин владыка Макарий видел главным делом своей жизни. 14 сентября 1932 года владыка в окружении своих духовных чад отмечал 10-летие епископской хиротонии. Это происходило в Новгороде, когда созданное им Трудовое братство переживало особый духовный подъем.

Родился 16 ноября 1872 года в посаде Сольцы, Порховского уезда, Псковской губернии. Окончил СПБ духовную академию со степенью кандидата богословия. Рукоположен в сан иерея к одной из церквей г. Череповца и возведен в протоиерея. Около 1904—1905 года познакомился с Николаем Неплюевым, аристократом, основателем и блюстителем Крестовоздвиженского православного трудового братства (1889—1929). Вдохновившись идеями Н. Н. Неплюева, организовал Трудовое братство в селе Велебицы Новгородской губернии, где с 1908 года служил настоятелем храма св. Иоанна Богослова. В 1910 года братство было закрыто указом правящего архиерея. Имел трёх дочерей. В 1902 году овдовел.

В 1914 году на епархиальном миссионерском съезде представил два доклада о реформе прихода, в которых показал возможные пути возрождения и обновления приходской жизни. С 1915 по 1918 годы нёс служение уездного наблюдателя церковно-приходских школ. С 1917 года был епархиальный противосектанстким миссионером.

makarii 0114 сентября 1922 года хиротонисан обновленческими архиереями (старого поставления) во епископа Крестцовского, вик. Новгородской епархии. Вскоре он стал критиковать обновленческое движение, за что 7 февраля 1923 года был уволен обновленцами на покой с запрещением в священнослужении впредь до выздоровления. В марте 1924 года православными архиереями (тихоновцами) был назначен епископом Череповецким. Боролся с обновленчеством. 25.06.1926 г. арестован в с.Богородское Череповецкого уезда Новгородской губернии. Обвинение, предъявленное ему при аресте: «организовал в селе годам к Богородском Череповецкого уезда кружок-сестричество, хранил и распространял письмо антисоветского содержания митр. Киевского и Галицкого Антония». 25.06.1926 г. Особым Совещанием при Коллегии ОГПУ по обвинению в «распространении ложных слухов» приговорен к 3 годам концлагерей. В 1927 г. заключен в Соловецкий лагерь особого назначения. Находясь в заключении, впал в догматическое расхождение с учением Православной Церкви о 9-м члене Символа Веры, за что группой православных иерархов был отлучен от Церкви. 5.12.1927 г. Особым Совещанием при Коллегии ОГПУ освобожден досрочно. По освобождении, когда он возвратился в Новгородскую епархию, изменил свои неправые взгляды, покаялся в обновленчестве и оставался православным епископом. С 1928г. — заштатный епископ. В 1932г. участвовал в православной хиротонии архим.Сергия (Васильева) во епископа. Многие его почитали, приходили к нему за советами. В 1928г. епископ Макарий стал организатором церковного «Религиозно-Трудового братства». Основным уставом и целью братства являлось религиозно-нравственное совершенствование личности до христианоподобия. Его духовные чада, в основном, череповецкие крестьяне, бежавшие от коллективизации, организовали две общины, мужскую и женскую, в домах на Советской и Средней Конюшенной улицах. 7 человек занимались домом, остальные работали в различных советских учреждениях. Утро начиналось с общей молитвы, вместе трапезничали, вечером вели духовные беседы и чтения, молились. Заработанные деньги вносили в общую кассу. Кроме бытовых нужд, тратили их на материальную помощь репрессированному духовенству, ежемесячно высылали 25 рублей митрополиту Арсению (Стадницкому). Члены «Трудового братства» вели трезвый образ жизни, не посещали клубы и читальни. Общежительность объединила самых разных людей: монахинь, мирян, священнослужителей. К братству примкнули священнослужители и «антисергиевской ориентации». Вместе посещали службы в церкви Флора и Лавра, где настоятелем был о. Алексий Успенский и где часто служил епископ Макарий.

makarii 02«Трудовое братство» существовало несколько лет. Обновленец Соловский — «красный протоиерей», которого епископ Макарий пытался безуспешно переориентировать, написал донос, и 20 апреля 1933г. были арестованы все 22 члена братства. 19 мая 1933 г. тройкой при ПП ОГПУ по Ленинградскому военному округу епископу Макарию предъявлено обвинение: «руководитель «Трудового Братства», активная проповедь о неизбежности падения Советской власти и восстановление власти церкви». Приговорен к 5-ти годам концлагерей, считая срок с 20.04.1933г. с заменой на высылку в Северный край на тот же срок. Руководители и члены братства обвинялись в том, что «проводили систематическую контрреволюционную деятельность, используя с этой целью не только молебные сборища в общежитии «Трудового братства» и амвон церквей, но и отдельные встречи, ведя свою контрреволюционную пропаганду о неизбежном конце Советской власти, о восторжествовании церкви и т.п.».

В материалах архивного дела написано, что на допросе 16 мая 1933г. епископ Макарий показал, что «действительно является создателем и руководителем «Религиозно-Трудового братства» двух общин по Советской ул. д.7 и Ср.Конюшковской, д.7. В общину по Советской ул.: Опоцкий М.Н., Пикин И.К., Пикина П., Беляев А.П., Беляева Е.С., Беляева Т., Капитонова Е.В., Афоничева Ф., Викулова, Хазова Е., Успенский А.А. В общину по Конюшковской ул. входили: Покровская-Жукова М.Ф., Горшкова Е., Горшкова З., Горшкова А., Горшкова С., Домахова, Домахова Л., Домахова А., Гришина В., Сотникова О., Варвара. Виновным себя признал, но заявил: «От учения Христова отказаться не могу»». С 20.04.1933 г. содержался в Домзаке г. Новгорода по I разряду. Оттуда был направлен на Север.

Вернувшись из ссылки, летом 1934 года поселился в Галиче Костромской области, где организовал православное братство. Одновременно с возникновением братства в Галиче, братства были возрождены в Новгороде и Череповце. К 1937 году братский круг составлял в общей сложности около 70 человек и охватывал Галич, Новгород, Череповец, Ленинград, Киров и Буй Костромской области.

Скончался 9 ноября 1941 года в Витке, похоронен на Петровском кладбище в Новгороде.

Имел несколько печатных и рукописных трудов, но названий их не удалось установить.

26.10.1989 г. реабилитирован Прокурором Новгородской области по 1933 году репрессий.

makarii 03

К 140-летию со дня рождения владыки (29.11.2012) в Софийском соборе Великого Новгорода состоялось архиерейское богослужение, которое возглавил митрополит Новгородский и Старорусский Лев (Церпицкий). После литургии на могиле владыки Макария, также заново обустроенной по распоряжению митрополита Льва, была отслужена лития. В своём слове владыка говорил о необходимости возрождения, проповеди практической, воплощенной в собирании и просвещении людей, как это делал всю свою жизнь епископ-катехизатор Макарий (Опоцкий).

Опыт владыки Макария, который показывает, как даже в безбожном мире, в невероятно трудных обстоятельствах можно служить Богу, миру и человеку, для нас является бесценным.

 

Литература:

«ЖМП» 1932, № 7-8, с. 8.

Публикации:

1. Акты Святейшего Тихона, Патриарха Московского и всея России, позднейшие документы и переписка о каноническом преемстве высшей церковной власти, 1917–1943: Сб. в 2-х частях/ Сост. М.Е. Губонин. М., 1994.  С.979.

2. Резникова И. Православие на Соловках: Материалы по истории Соловецкого лагеря. СПб., 1994. (Исторические сборники. 2). С.160.
3. Мануил (Лемешевский В.В.), митр. Русские православные иерархи периода с 1893 по 1965 гг. (включительно). Erlangen, 1979–1989. Т.4. С.247–248.

4. Петров М.Н. Крест под молотом/ Науч. ред. В.Л.Янин; НовГУ им. Ярослава Мудрого. Новгород, 2000. 446с.  С.190,209–211,356.
Документы:

1.ГАНИКО Костромской обл. Ф.3656. Оп.2. Д.6389.

2. ГА РФ. Ф.6343. Оп.1. Д.263. Л.82.

3. Архив УФСБ по Новгородской обл.

 

 

Храмы и монастыри

История и историософия Костромского Ипатьевского мужского монастыря

В книге рассматриваются богословско-философское и историко-философское осмысления вызовов, с которыми приходилось сталкиваться Российскому государству на протяжении своей истории. Автор предлагает на примере прошлого и настоящего Костромского Ипатьевского мужского монастыря принять модель разрешения исторических вызовов посредством поиска путей возвращения человека к Богу, Который вместе с человеком является Творцом истории.

Представлен анализ историографии проблемы и источниковой базы исследования, которую составили материалы ГАРФ, ЦГАДА, ГАКО, ГАНИКО, ЦИАМ.

Книга адресована научным работникам, преподавателям высшей школы, докторантам, аспирантам, студентам и всем, кто интересуется философским осмыслением проблем истории и историософии.

Скачать книгу ИСТОРИЯ И ИСТОРИОСОФИЯ КОСТРОМСКОГО ИПАТЬЕВСКОГО МУЖСКОГО МОНАСТЫРЯ

Святые и Святыни

Священник Соколов Александр Иванович (1888-1953)

Александр Иванович Соколов родился 5 декабря 1888 г. по новому стилю [22 ноября ст. ст.] в деревне Каменка Никитской волости Кологривского уезда Костромской губернии в семействе бедного крестьянина-пимоката Ивана Гермогеновича Соколова. В семье было семь детей.

Подробнее...

Статьи

Запрудненская школа Александровского православного братства.

Аннотация. Запрудненская женская рукодельная школа Александровского православного братства первоначально располагалась в приходе Спасо-Запрудненской церкви г. Костромы. Школа открыла возможность для поступления выпускниц из состоятельных семей в женские гимназии, менее обеспеченным позволило претендовать на места наставниц для детей дошкольного возраста в интеллигентных семьях, где на них возлагалась обязанность по начальному обучению, на должности учительниц рукоделия в женских начальных школах. Школа Александровского братства поадвала очень хороший пример беззаветного служения делу просвещения.

Ключевые слова: школа, рукоделие, ученицы, попечительство, Александровское братство.

Подробнее...