«Считается реабилитированным». Краткие сведения о священнике Введенской церкви Николае Александровиче Наградове

Автор: Наградов Илья Сергеевич. . Опубликовано в Статьи

Аннотация. В статье рассказывается о жизни священника Николая Александровича Наградова. Он дважды был репрессирован. В 1937 году он был расстрелян. В 1989 г. он был реабилитирован. Указаны сведения о семье священника. Приведены воспоминания о нём.

Ключевые слова. Священник Н.А. Наградов. Село Введенское. Репрессии. Реабилитация.

07.00.02. Отечественная история

УДК 94(47).082; 94 (47). 083

Наградов Илья Сергеевич

NagradovIlyaSergeevich

к.и.н., заместитель генерального директора по научной работе

Deputy Director General for Scientific Research

Костромскоймузей-заповедник

Kostroma Museum-Reserve

Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

Summary: The article tells about the life of the priest Nicholaj Alexandrovich Nagradov. He was twice arrested. In 1937, he was shot in execution. In 1989 he was rehabilitated. One will find here the information about the priest’s family. The article presents a short memoir about him.

Key words: Priest N.A. Nagradov. The village Vvedenskoe. Repressions. Rehabilitation.

«Считается реабилитированным».

Краткие сведения о священнике Введенской церкви Николае Александровиче Наградове


" ... Considered to be vindicated ."

Brief information about the priest Vvedensky church Nicholas Alexandrovich Nagradova

 

         Два пожелтевших листа с угловым штампом прокуратуры Костромской области, датированные июлем 1989 г. – это всё, с чего начинался мой поиск. Кому приходилось читать, тот не забудет скупой канцелярский язык таких писем: «В соответствии с Указом Президиума Верховного Совета СССР от 16 января 1989 года «О дополнительных мерах по восстановлению справедливости в отношении жертв репрессий, имевших место в период 30 – 40-х – начале 50-х годов» внесудебное решение Особого совещания при коллегии ОГПУ от 3 января 1930 года, в отношении Наградова Николая Александровича. 1888 г. рождения, уроженца Чухломского района Костромского округа, беспартийного, до ареста работавшего священником в Введенской церкви Чухломского района, отменено и он считается реабилитированным» [9, Л. 1].

         Письмо пришло моему деду, Владимиру Леонидовичу Наградову как ближайшему родственнику репрессированного священника. Николай Александрович приходился ему дядей по отцу.

         Двадцатый век был суров к большой семье Наградовых, потомкам Кузьмы Андреева Наградова (1796 – 1864) дьячка Преображенской церкви погоста Попкова Галичского уезда Костромской губернии [6, Л. 1 - 2].

Внук Кузьмы Наградова священник Троицкой церкви с. Мироханово Чухломского уезда Александр Андреевич Наградов (10.02.1862 – 29.11.1906) умер довольно молодым, оставив вдову с четырьмя сыновьями и двумя дочерьми. Старший из сыновей Владимир (22.09.1885 – 1919) по семейной традиции получил духовное образование в Костромской семинарии, но священником не стал [3, Л. 46 об.]. По семейному преданию он погиб в 1919 г. сражаясь в рядах Белой армии. Младшие сыновья Аркадий (27.12.1890 –?) и Леонид (13.04.1902 – 01.03.1939) получили только начальное духовное образование в Солигаличском духовном училище. Первый работал служащим в лесной конторе в г. Костроме, второй – преподавал математику и немецкий язык в разных городах Верхнего Поволжья, и умер в возрасте 37 лет от «ползучего воспаления легких и желтухи» в Рыбинске [6, Л. 1]. У Л.А. Наградова остался сын-сирота Владимир – мой дед. Его мать Мария Степановна Степанова, происходившая из крестьян Тверской губернии, умерла ещё раньше.

         По священнической стезе пошел только средний из братьев – Николай (15.11.1888 – 26.08.1937). В 1898 – 1903 гг. он обучался в Солигаличском духовном училище [2, Л. 44 об.].

25 июня 1909 г. он окончил курс в Костромской духовной семинарии с аттестатом 1-го разряда. 21 октября 1910 г. был рукоположен в священники Введенский церкви, что на Виге Чухломского уезда. С 1 сентября 1909 г. по 1 сентября 1910 г. Николай Александрович состоял учителем в Вознесенской церковно-приходской школе, что на Высоке. С 11 ноября 1910 г. по 1913 г. был законоучителем во Введенском училище. С 11 ноября 1910 г. по 9 ноября 1915 г. Николай Александрович – законоучитель Климовской одноклассной земской школы.  

Священник Николай Наградов имел свидетельство на право ношения на груди высочайше учреждённого в память 300-летия царствования дома Романовых креста. 4 марта 1915 г. епископом Евгением был награждён набедренником [1, Л.47 об.].

Николай Александрович был женат на Надежде Николаевне Птицыной (1892 –?). Они венчались в Преображенском соборе Чухломы 12 сентября 1909 года. У них родились 4 дочери:   Зоя (1.02.1912 –?), Мария (30.07.1913 –?), Елена (1.10.1916 –? ) и Антонина (22.10.1918 –?).

Дальнейшее десятилетие жизни семьи после рождения последнего ребенка для нас остается неизвестным. Наверное, были трудности связанные с тяготами военного времени, надежды на благополучие в годы НЭПа. В любом случае событие 11 ноября 1929 г. перевернуло их жизнь навсегда. В этот день Николай Александрович был арестован по статье 58 /10 УК и приговорён к 3 годам заключения в концлагере. Первоначально он был направлен в Северный исправительный трудовой лагерь на 10-й рабочий пункт. Затем отбывал наказание на осушении болот на ст. Пинюг Пермской железной дороги (Севитлаг, ОГПУ, 15-й лагпункт). Поводом к аресту послужило письменное обращение Николая Александровича к членам религиозной общины, где он просил пожертвовать по 3 рубля на выплату увеличенных налогов на храм. Воззвание было интерпретировано как привлечение жителей к религиозному культу.

В показаниях арестованных в месте с ним членов общины Николаю Наградову даётся следующая характеристика: «Во время самого процесса игры в шахматы обычно разговаривать не приходится. Но иногда … приходится переговорить на тему дня. Наградов человек религиозный. Самолюбивый и не глупый. Развит разносторонне. К вопросам подходит с религиозной точки зрения» [4, Л. 25]; «по закону он должен быть в стороне, но более грамотного человека не нашлось» [4, Л. 30].

         Три года провел Николай Александрович в ГУЛАГе. Семья в это время переехала в г. Юрьевец-на-Волге. Прошение супруги о досрочном освобождении, из которого удаётся узнать судьбу Николая Александровича, результата, видимо, не принесло. [4, Л. 43 - 44].

         После освобождения Н.А. Наградов вернулся в Введенское. Вероятно, к этому периоду относятся еще три устных воспоминания о нём. Мой дед вспоминал, как вместе с отцом и дядей Николаем проходил по лесной дороге и им на встречу вышел медведь. Событие яркое даже для взрослого человека, в сознании ребенка оно оставило ещё более чёткий след. Дядя сохранял спокойствие и приказал не двигаться, и медведь вскоре ушел своей дорогой.

         Второе воспоминание я привожу со слов д.и.н., профессора Владимира Леонидовича Миловидова. Владимир Леонидович вел у нашего курса спецсеминар на историческом факультете КГУ им. Н.А. Некрасова. Как выяснилось в разговоре, сам он родом из с. Введенское и помнит, как о. Николай приходил в их дом. Прошло 12 лет с того разговора, уже нет с нами Владимира Леонидовича, но я помню две главные характеристики его рассказа: батюшка был высокий, большой и в шубе.

         Ещё одно воспоминание я услышал в самом Введенском, когда летом 1999 г. вместе с дедом побывал там. От Костромы до села путь неблизкий. Рано утром мы, 17-летний абитуриент и пожилой пенсионер, выехали на рейсовом автобусе до Чухломы. Там на местной автостанции пересели на ПАЗик и после обеда были во Введенском. Что делать? Ехали наобум, поддавшись желанию увидеть места, где жили предки. Стали искать старожилов. Местная жительница, Надежда Васильевна Боброва, помнила о. Николая и показала нам баню во дворе соседа, где семья священника ютилась после закрытия храма и конфискации дома церковного причта. Сам дом сохранился, а вот церковь была сильно разрушена. По словам всё той же Надежды Васильевны о. Николай спрятал всю церковную утварь в тайнике под домом. Обнаружили спрятанное имущество случайно, когда в 1960-х гг. копали яму для хранения колхозного картофеля.

         Поздно вечером мы вернулись в Кострому. Спасибо безымянному местному жителю, домчавшему нас до Чухлому прямо к порогу отъезжающего автобуса. Привезли фотографии и известие о том, что несколько лет назад (как оказалось потом – довольно давно) кто-то из потомков о. Николая тоже приезжал во Введенское.

         Вот такого сильного и умного человека, запомнившегося многим людям, ждало новое несчастье, роковое. 21 июля 1937 г. вновь последовал арест по ст. 19-58 п. 8 и 10-58 п. 2 УК.

25 августа 1937 г. Николай Алескандрович Наградов был приговорён к расстрелу.

26 августа 1937 г. приговор приведён в исполнение. [5, Л. 40]

Семья ничего не знала. Им сообщили, что их муж и отец умер в заключении в 1943 г. В деле сохранилось заявление Надежды Николаевны, проживавшей в то время в Ярославле, датированное 15 июля 1957 г. с просьбой о пересмотре дела. В 1957 г. дело было закрыто по не доказанности. [5, Л. 43.]. По этой причине и реабилитация 1989 г. коснулась только первого дела 1930 г.

* * *

В 2007 г. я встретился с внучкой Николая Александровича – Еленой Яковлевной Наградовой. В 1970-х гг. вместе с дочерью Марина Викторовна Наградовой она переехала в Москву [8, Л. 1].

Елена Яковлевна крупный специалист в области геологических изысканий, Марина Викторовна – работает в сфере высшего образования. Они свято хранят память о Николае Александровиче, безвинно убиенном священнике с. Введенское Чухломского уезда Костромской губернии.

Сегодня храм, в котором служил Николай Александрович Наградов, восстановлен.

Библиографический список

  1. Государственный архив Костромской области. Ф. 130. Оп. 9. Д. 2102. К. 612. (Далее – ГАКО).
  2. ГАКО. Ф. 130. Оп. 9. Д. 2023. К. 565.
  3. ГАКО. Ф. 130. Оп. 9. Д. 2056. К. 578.
  4. Государственный архив новейшей истории Костромской области. Ф. 3656. Оп. 2. Д. 137. (Далее – ГАНИКО).
  5. ГАНИКО. Ф. 3656. Оп. 2. Д. 5180.
  6. Галичский краеведческий музей. НВ 1388/76.
  7. Свидетельство о смерти Л.А. Наградова. № 26/502 Рыбинского бюро ЗАГС. Копия // Архив автора.
  8. Справка Паспортно-визового отдела Ярославской области от 13.03.2000 г. № 49/Д-1 // Архив автора.
  9. Справка прокуратуры Костромской области. № 13-89 от 25 июля 1989 г. // Архив автора.

 

Храмы и монастыри

Буйского уезда село Троицкое в Ликурге

Краткие сведения о селе и Ликургской волости. Две каменные церкви 1685 г. Описание их. Надпись 1721 г. на иконостасе. Колокольня, ограда. Церковный дом «Трапеза». Кресты 1669 и 1665 гг. Два печатныя Евангелия начала XYII века. Евангелие 1681 г. Гробница Готовцевых. Надгробныя камни с надписями 1725, 1709 (над убитым под Полтавою), 1661 (над Голенищевою Кутузовою), 1650, 1624, 1729 гг.

Подробнее...

Святые и Святыни

Буевский Алексей Сергеевич (1920 - 2009)

Родился Алексей Сергеевич 20 июня 1920 года  в семье музыканта С. Н. Буевского и А. И. Козловой, воспитывался в семье деда - И. Г. Козлова, старосты Преображенской церкви Спаса в Подвязье в Костроме, с 6 лет прислуживал в храме.

Подробнее...

Статьи

Значение подвига Новомучеников и исповедников Российских для современной церковной жизни

Впервые тема канонизации новомучеников и исповедников Российских в Русской Православной Церкви была затронута на Поместном Соборе 1988 года. Пусть и не совсем прямо, в выступлении митрополита Сурожского Антония прозвучали и слова о необходимости их прославления. Он сказал тогда: «Единственные люди, которые молчат о том, что только героическая верность и стойкость тысяч неизвестных людей спасла Церковь от совершенного разрушения - это мы. И мы могли бы хоть какой-нибудь фразой в нашем Послании, не говоря о новомучениках, не употребляя таких слов, которые, может быть оскорбят чей-то слух, указать на то, что мы благодарим Бога, что за все ХХ столетие в Русской Православной Церкви оказались свидетели веры, которые до крови, до плахи, до жизни, до муки сумели остаться верными Христу, Который искупил их и спас, и этим они прибавили к сиянию и святости в Русской Церкви».[1] По тем временам это были смелые слова, проблему гонения на Церковь со стороны безбожной власти было принято обходить. И это был уже шаг на пути к Архиерейскому собору 2000 года, официально прославившему новомучеников и исповедников Российских.

Подробнее...