9 мая 2024. День Победы

Автор: Прот. Дмитрий Сазонов. .

image001 9 мая, в день Победы, наряду с праздничными торжествами определением Архиерейского Собора Русской Православной Церкви, установлено совершать панихиды, особое поминовение воинов, за веру, Отечество и народ жизнь свою положивших, от ран и болезней скончавшихся, и всех страдальчески погибших в годы Великой Отечественной войны 1941-1945гг. Во всех храмах Костромы будут служиться панихиды памяти жертв войны.

В связи с совпадением в 2024 году дня Победы 9 мая н. ст. со Светлой седмицей, особое ежегодное поминовение усопших воинов, за веру, Отечество и народ жизнь свою положивших, и всех страдальчески погибших в годы Великой Отечественной войны 1941–1945 годов переносится на Радоницу, 1(14) мая.

Радоница — это народное название специального дня для посещения кладбищ в первый вторник после пасхальной недели.

Сначала праздник носил название Радуница. По версии русского историка XIX века Сергея Соловьева, слово пошло от литовского rauda, то есть погребальная песнь. Это был один из весенних праздников света и солнца для умерших. Древние язычники на Руси верили, что в этот день души мертвых восстают из могильных темниц и принимают участие в поминальной трапезе.

Старший лейтенант РККА С. М. Извеков.По благословению Святейшего Патриарха Кирилла, в день особого поминовения усопших воинов, за веру, Отечество и народ жизнь свою положивших, и всех страдальчески погибших в годы Великой Отечественной войны 1941–1945 годов во время служения Божественной Литургии на заупокойной ектении произносятся особые прошения «о вождех и воинах...»

Во всех храмах Костромы будут служиться панихиды памяти жертв войны.

14 мая, в Радоницу, в связи с переносом из-за Светлой седмицы (где не поминаются по Уставу усопшие) будут служиться панихиды памяти об упокоении воинов и жертв войны. По традиции, в часовне во имя святого великомученика Феодора Стратилата, что находится на бывшем Галичском кладбище (Александро-Невское, Феодоровское), пр-т Мира, будет совершена панихида.

Временно управ. Костромской епархией епископ Пимен (Извеков). 1957 г.В День Победы во всех православных храмах России совершается поминовение воинов, «за Веру, Отечество и народ жизнь свою положивших, и всех мученически погибших в годы Великой Отечественной войны». Церковь особо чтит воинов, погибших за Родину. Как говорится в Евангелии, «нет большей той любви, как если кто положит душу свою за други своя».

В день начала войны 22 июня 1941 года первым обратился к согражданам глава Русской Православной Церкви митрополит Сергий, благословив на защиту Отечества. Вклад Церкви состоял не только в молитве, которая как никогда была нужна, но и в сборе средств на оборону. Именно на деньги прихожан православных храмов была сформирована танковая колонна имени Дмитрия Донского. Духовенство разделило с народом все тяготы войны.

По традиции, в Костроме поминальные торжества по случаю дня Победы и окончания войны по традиции начнутся панихидой в часовне великомученика image009image011Феодора Стратилата на кладбище в конце пр-та Мира, воздвигнутой к 50-летию Победы.

В этот день, наряду с именами воинов, отдавших свою жизнь во имя Победы, мы назовем и воинов-костромичей в священном сане, а также, священнослужителей Костромской епархии, которые внесли свой вклад в дело Победы: протоиерея Константина Ильчевского иерея Николая Лапшанского, архимандрита Михаила (Беляева), протоиерея Бориса Васильева и др. Среди них уместно будет назвать временно управляющего Костромской епархией в 1957 г. епископа Пимена (Извекова), ставшего впоследствии Патриархом Московским и всея Руси. Согласно документам, обнаруженным писателем Алексеем Григоренко, в Центральном архиве Министерства обороны (Подольск), был мобилизован в 1941 году, служил на должностях помощника по тылу начальника штаба 519-го стрелкового полка, заместителем командира роты 702-го стрелкового полка 213-й стрелковой дивизии.

Приведем выдержку из воспоминаний протоиерея Бориса Васильева, который до войны диакон Костромского кафедрального собора, в Сталинграде командовал взводом разведки: “У меня отец был священником, дед и прадед были священниками. Пошел служить псаломщиком... В 1938 г. был рукоположен в сан диакона... Перед самой войной служил диаконом в Костромском кафедральном соборе. Оттуда меня и взяли в армию. Призвали, когда началась Великая Отечественная война. Увезли сразу на окопы. Подходит ко мне офицер, видит, я человек грамотный, спрашивает: “Вы где учились?” — “Я окончил четыре класса”. — “Не может быть! А дальше?” — “Я — диакон”. — “Все ясно. Вы служили у священноначалия. Принимайте все бригады под ваше руководство…» Протоиерей Борис Васильев становится заместителем начальника полковой разведки. Участвовал в разработке и осуществлении операций на Северском Донце и Юге Украины: «…мы-то шли со знаменами — там была красная звезда. Но была еще иконка в кармане и крест. У меня до сих пор хранится “Святитель Николай”, пробитый пулей”.

Протоиерей Борис Васильев. Фото нач.  1960-х гг.Протоиерей Владимир Конон с матушкой Еленой (справа) и диакон Иоанн Сазонов с матушкой Ларисой (слева). Рыбинск. Фото 1960 г.А вот интересные факты биографии его тезки, протоиерея Бориса Васильева, который в 1959 году приехал в Кострому и был рукоположен во священника епископом Костромским и Галичским Пименом: в начале 1942 года был призван в армию, воевал в пехоте, в бите на Курской дуге был тяжело ранен. В госпитале у него началась гангрена и врачи уже не надеялись, что он выживет. Но произошло чудо… Госпиталь посетил  святитель Лука (Войно-Ясенецкий), который осмотрев рану, назначил нужное лечение и предрек священническое служение будущего о. Бориса. Свой боевой путь Борис Антонович закончил в Берлине. Был награжден рядом наград, среди которых медаль «За отвагу». Важно отметить, что и девушки, ставшие затем женами священников, внесли в Победу свой вклад. Так, супруга о. Бориса, матушка Нина, во время войны была связной партизанского отряда, за что чудом избежала смерти. Прятал в своем доме партизан и евреев  служивший в 1970-х гг. в Костромской епархии (а до Костромы в Белоруссии) протоиерей Владимир Косьмич Конон, дочь которого Лариса Владимировна, ставшая впоследствии женой священника Иоанна Сазонова, также была связной в партизанском отряде.

Протоиерей Константин Ильчевский, почетный гражданин г. Костромы, с декабря 1944 года принимал участие в боевых действиях в составе 1116 гаубичного артиллерийского полка I-го Белорусского фронта. 27 марта 1945 года вблизи немецкого города Кюстрин был ранен, а в ноябре того же года после прохождения лечения был демобилизован и вернулся на родину. За боевые заслуги был Архимнадрит Михаил (Беляев). Фото нач. 2000-х гг.image024Демобилизованный рядовой К. П. Ильчевский. Фото 1945 г. награжден орденом Отечественной войны I степени, 11 медалями, в том числе «За отвагу» и «За боевые заслуги». В воспоминаниях о. Константина находим: «Перелистывая сейчас свой фронтовой дневник, на каждой странице нахожу в нем памятование о Боге: «Бог хранил меня…», «И здесь Господь хранил меня…», «По Промыслу Божию…», «Милость Божия надо мной…». Страдания, тяжелые испытания человеческие… Они попущены Богом, но ценны сами по себе, а только по своим результатам с точки зрения духовного роста человека. Они ценны, когда заставляют нас открыть глаза на мир Божий и на самих себя, когда обращают нас к Богу, ставя лицом к лицу с высшими ценностями. Если же они огрубляют или озлобляют человека, если они не преображают его – подлинный смысл их уходит, как вода в песок. Ибо христианство не есть философская система; оно – сама жизнь и особый ток жизни, в нем все самой жизнью проверяется и скрепляется…»

В судьбе архимандрита Михаила (Беляева) отразились и радость Великой Победы, и скорбь гонений на Церковь ХХ столетия. Он родился в 1925 году в деревне Семунино Буйского района Костромской области, в благочестивой, искренне верующей крестьянской семье. С началом войны на фронт ушел его отец Александр Васильевич, а в 1943 году в армию призвали и восемнадцатилетнего Михаила. Он стал сапером, сражался под Выборгом, на финской границе, в июне 1944 года был тяжело ранен, а в декабре — контужен. В марте 1945 года рядовой Михаил Беляев вернулся в строй, но с днем Победы его военная биография еще не завершилась: стрелковый полк, в котором он служил, был переведен на Дальний Восток и принимал участие в разгроме японских войск. В январе 1946 года двадцатилетний фронтовик, награжденный медалями «За оборону Ленинграда», «За победу над Германией» и «За победу над Японией», вернулся в родной колхоз. Но скоро Михаилу пришлось пережить еще более тяжелые испытания. В 1949 году его арестовали за религиозные убеждения и, после безуспешных попыток убедить публично отречься от веры, осудили на десять лет по печально известной 58-й статье Уголовного кодекса. Заключение он отбывал в Казахстане и в Иркутской области. В 1956 году Михаил Беляев был реабилитирован и освобожден со снятием судимости, однако фронтовых наград, изъятых при аресте, ему так и не вернули. В 1971 году архиепископ Кассиан (Ярославский) рукоположил его во священника и назначил настоятелем Преображенской церкви погоста Макарий-на-Письме Буйского района. Лишь 30 сентября 2005 года архимандрит Михаил (Беляев) в торжественной обстановке вновь получил свои фронтовые медали.

Прот. Ростислав Лозинский. Фото 1960-х гг. В День Победы необходимо вспомнить и тех священнослужителей и их жен, кто своей молитвой и верностью приближал Великую Победу. Среди них назовем протоиерея Ростислава Лозинского, служившего в Костроме в 1960-е годы, который находясь на оккупированной территории, в Эстонии, «перенес все тяготы войны и оккупации и вышел с незапятнанной совестью русского, советского гражданина»

 Вспомним в эти дни и многочисленных тружеников тыла, которые не щадя сил трудились во имя Победы, которые жертвовали в фонд помощи фронту все свои сбережения. В годы войны духовенством и верующими Костромской епархии было перечислено в фонд обороны 400тыс. рублей.

Вечная память и низкий поклон всем, кто отдал свою жизнь и силы во имя Великой Победы!

image033Для многих из нас День Победы совершенно особый день, и практически в каждой семье есть кого вспомнить 9 мая, о ком помолиться. В дни поминовения принято ходить на кладбища, чтобы и там помолиться и навести порядок на могилах, в этот же весенний день можно принести цветы к мемориалу, посвящённому военным событиям, поучаствовать в традиционной для России минуте молчания. Но стоит помнить, что главная помощь и поддержка для умерших - молитва об их душах. 9 мая после Литургии обычно совершается благодарственный молебен за дарование победы и лития по усопшим. 

Заупокойные записки для поминовения на Литургии лучше подать вечером, чтобы во время проскомидии за тех, чьи имена в них написаны, священник с молитвой достал частичку просфоры - такое церковное поминовение считается самым важным. Но и личную молитву, звучащую в храме или дома, Господь всегда слышит, если она идёт от чистого сердца. Это касается поминовения не только воинов и жертв войны, но и всех усопших. Мы можем молиться за них ежедневно дома и в храме, подавать записки и заказывать панихиды. 

А в День Победы стоит отдать дань тем, кто пожертвовал своей жизнью ради мирной жизни будущих поколений, и настоящей благодарностью им будет наша молитва.

 

Мемориал Славы (Воинское мемориальное кладбище) в Костроме

В конце Проспекта Мира города Костромы на территории старого кладбища находится мемо­риал, посвящённый воинам, умершим в военных госпиталях Костромы.

image035Слева пе­ред входом в аллею, на прямоугольной стелле, дан накладной орден Великой Отечественной войны и даты — 1941-1945 гг. В глубине площадки, замо­щенной крупными квадратными плитами, на фоне беломра­морных пилонов, из высоком постаменте установлены фигуры Матери-Родины, возлагающей венок, и воина, застывшего в минуте молчания. По бокам на стеллах надписи: «Никто не забыт» и «Ничто не забыто». У подножия памятника на темно-серой гранитной плите — бронзовая звезда с негасимым огнем Вечной славы погибшим героям. Справа на парапете замурованы гильзы с землей, перенесенной сюда с полей битв Московского, Смоленского. Сталинградского, Калининского и Ленинградского направлений, где погибло более 3 тысяч бойцов из Костромы.

Вдоль аллеи справа и слева на площадке десять больших гранитных плит, поставленные на невысокие подиумы. На них высечены золотыми буквами имена 886 похороненных здесь солдат и офицеров.

image037Все работы по типовому проекту выполнены Ленинградским экспериментальным скульптурно-производственным комбинатом. На территории клад­бища находятся могилы-деятелей революционного движения: А.А. Симановского (1862-1926), председателя губпрофсавета, Г.А. Симановского (1862-1918), комиссара первого военно-революционного отряда и первого Советского полка, погибшего в Ярославле во время подавления белогвардейского мятежа, Д. И. Долматова (1893-1920), председателя Костромского губисполкома, Д.Н. Подлипаева (1871-1920), заведующего губпродотделом.

В послевоенные годы здесь похоронены Герой Советского Союза гвардии ген-майор А.В. Скворцов (1901-1946) и ген.-майор технических войск И.П. Сальников (1893-1944).

В 1995 годы, в дни празднования Победы над фашистской Герма­нией, на территории Мемориала была возведена часовня в честь во­ина, святого великомученика, покровителя Костромы Феодора Стратияата.

Каждый год в День Победы костромичи отдают дань глу­бочайшего уважения памяти героев. Сюда от монумента Славы на площади Мира колонна ветеранов Великой Отечественной войны с цветами и венками направляется к воинскому кладбищу с тем, чтобы отдать честь всем, кто грудью отстоял свободу и независимость Родины.

17 июля 2020 года на городском кладбище Костромы был официально открыт новый мемориал — Аллея памяти. Он представляет собой 50 каменных стел, на которых выбиты имена 20 тысяч ушедших на Великую Отечественную войну — и не вернувшихся. 48 стел с высеченными именами солдат и офицеров, которые выжили после войны, установили на костромском кладбище. Поименно здесь названы 20 тысяч ветеранов – ФИО и дата рождения.

image039Но, как сказал на открытии мемориала заместитель председателя «Союза офицеров» Борис Климов «Пока мы помним — они живут».

Советский химик и историк науки Николай Александрович Фигуровский (1901 -1986), в течение 40 лет был профессором химического факультета МГУ, заведовал кафедрой истории химии. Автор публикаций по развитию химии в России, а также биографий известных химиков.

Родился Николай Александрович в Солигаличе, Костромской губернии, в семье священника. В 1915 году окончил церковно-приходскую школу, Солигаличское духовное училище, поступил в Костромскую духовную семинарию, к моменту закрытия в 1918 году окончил 3 класса.

Один из его однофамильцев, священник Михаил Иванович Фигуровский, род. 1866г., уроженец с. Татьянино Костромского уезда. Священнослужитель. Жил в с. Большая Вохтома Судайского р-на. Арестован 2.11.1937г. Обвинялся в КРД. Расстрелян 17.11.1937г. Реабилитирован 26.05.1989г.

image041Окончил Нижегородский химико-технологический институт (1930). Кандидат химических наук (1934). Доктор химических наук (1940). В 1941 году работал заместителем директора Московского коллоидного электрохимического института. Добровольцем ушел на фронт. Воевал под Москвой и Ленинградом, участвовал в сталинградской битве. На фронте находился до 1944 года. Воевал в составе Сталинградского и 4-го Украинского фронтов (нач. химич. службы фронта), в мае 1943 г. был ранен и контужен. Был отозван в Москву. Подполковник. Профессор (1946). Профессор кафедры коллоидной химии (1946); заведующий кафедрой истории химических наук (1947–1955); профессор кафедры физической химии (1956–1986); руководитель кабинета истории и методологии химии (1955–1986) химического факультета МГУ.

Директор Института истории естествознания и техники АН СССР (1956–1962, зам. 1948–1956).

По воспоминаниям Н. А. Фигуровского о его зачислении добровольцем в армию: «Я пошел в штаб Московского военного округа и подал рапорт о своем желании поступить добровольно в ряды Красной армии. Меня принял важный офицер с тремя шпалами в петлице. Ознакомившись с моими документами, он сказал, что не имеет права удовлетворить мою просьбу, и посоветовал обратиться в Управление кадров Штаба РККА на арбатской площади… вскоре я получил резолюцию высокого начальника , удовлетворившего мою просьбу…. Директор Педагогоческого института, где я был зачислен завкафдерой химии, был возмущен моим поведением, стал меня отговаривать, но я сказал, что все уже решено. Он подал протест против зачисления меня в армию. Я был вызван в Главный штаб еще раз и подтвердил свое решение». http://voskres.ru/economics/figurovski.htm

Награждён орденом Трудового Красного Знамени (1953), медалями «За оборону Сталинграда», «За оборону Москвы», «За оборону Ленинграда», «За боевые заслуги».Заслуженный деятель науки и техники РСФСР (1973).

Священники  фронтовики

Митрополит Алексий (Коноплев), кавалер ордена Отечественной войны I степени, медали «За боевые заслуги»

image043Первый герой наших историй — митрополит Алексий (Коноплев). Правда, на войну он отправился до рукоположения в священнический сан, но к 1941 году уже не первый год служил псаломщиком и даже провел 3 года в ссылке в Свирских лагерях ОГПУ.

После полугода активного участия в боях на Северо-Западном фронте митрополит Алексий, тогда еще Виктор Коноплев, получил ранение. Оправившись от контузии, боец был отправлен теперь уже на Брянский фронт, где на передовой в тяжелых боях снова был ранен, на этот раз пулей снайпера. Ранение было тяжелым, по воспоминаниям митрополита, он находился на волосок от смерти, но благодаря помощи Бога остался жив. Истекая кровью и взяв командование подразделением на себя, боец выполнил поставленную штабом задачу, за что позже был награжден медалью. Героизмом, проявленным в сражениях, Коноплев доказал, что верен Родине. В 1942 году с него была снята судимость. А в 1945 году Виктор встретил Победу и демобилизовался в звании старшины. Маршал Советского Союза Говоров лично наградил Коноплева именной грамотой.

Спустя три года ветеран войны был рукоположен в диаконы архиепископом Гермогеном (Кожиным), в 1951 поставлен в священники, а 14 марта 1957 года возведен в сан епископа.

Архимандрит Алипий (Воронов), кавалер ордена Красной Звезды, медалей «За отвагу», «За боевые заслуги»

Художник-реставратор Иван Воронов попал на фронт в должности стрелка механизированной бригады в феврале 1942 года. Вместе со своим подразделением будущий священник участвовал в операциях на Западном, Центральном и Украинском фронтах. Любопытно, что во время войны Воронов находил и время для полезного творчества: солдат рисовал агитационные плакаты, а также картины, поднимавшие боевой дух воинов. Некоторые из них даже презентовались на выставке в Можайском краеведческом музее.

После войны Иван вернулся к профессии художника. Возможно, духовный поиск тонкой и творческой души привел вчерашнего фронтовика в Троице-Сергиеву лавру, где в 1950 году Воронов и принял монашеский постриг с именем Алипий. Впоследствии он занимался реставрацией храмов Лавры, а затем, с 1959 года и до самой смерти нес служение наместника Псково-Печерского монастыря.

Архимандрит Нифонт (Глазов), кавалер орденов Красной Звезды, Отечественной войны, медалей «За отвагу», «За взятие Будапешта», «За победу над Германией»

image045Среди будущих священнослужителей Русской Церкви были не только простые солдаты, но и офицеры. Один из них — Николай Глазов. До войны он работал учителем в школе, а в 1939 годы был призван в армию. Службу Глазов нес в Забайкальском крае, и некоторое время после начала Великой Отечественной войны продолжал служить в Сибири. Позже Николая направили в военное училище, откуда он вышел в звании лейтенанта-зенитчика. Боевое крещение Глазов принял на Курской дуге.

Прошедший без серьезных ранений всю войну, молодой лейтенант навсегда остался инвалидом в 1945-м, после боя у венгерского озера Балатон. Осколками были повреждены коленные чашечки, которые в госпитале врачи вынуждены были ампутировать. Спустя два года, немного восстановившись после ранения, Николай приехал в Киево-Печерскую лавру, где нашел утешение после постигшего его удару судьбы. 13 апреля 1949 года молодого ветерана постригли в монашество с именем Нифонт.

Протоиерей Глеб Каледа, кавалер орденов Красного Знамени, Отечественной войны, медали «За отвагу»

image047Вы будете удивлены, но один из основателей Православного Свято-Тихоновского богословского института отец Глеб Каледа был участником Великой Отечественной войны. В 20 лет парня забрали на фронт. После нескольких месяцев обучения он получил специальность радиста и был направлен в дивизион гвардейских минометов, в народе известных как «Катюши». Боец побывал на самых жарких участках войны: под Сталинградом и Курском, Волховом и Кёнигсбергом. Удивительно, но за четыре года боевых действий Каледа не получил ни единого ранения!

Демобилизовавшись в 1945-м, Глеб начал устраивать собственную мирную жизнь. Он поступил в геологоразведочный институт и впоследствии занялся научной работой по профилю. Хотя священный сан Каледа принял лишь в 1972 году (причем тайно!), с Церковью он был связан с самого детства. Родители Глеба с 1927 года обеспечивали приют скрывавшимся от спецслужб священнослужителям, а сам мальчик участвовал в деятельности «катакомбной Церкви» и развозил благотворительную помощь для батюшек и членов их семей в Подмосковье.

Протоиерей Иоанн Букоткин, кавалер ордена Славы III степени

image049Фронтовики не очень любили рассказывать о войне, и священники не исключение. Но отец Иоанн Букоткин оставил после себя некоторые воспоминания. Как и протоиерей Глеб Каледа, на фронте он служил радистом. Свою самую дорогую награду, орден Славы III степени, отец Иоанн получил после тяжелого боя, из которого сумел выйти живым, но израненным. В 1945 году под Инстинбургом, в Восточной Пруссии, молодой радист вместе с однополчанами отбивал одну за другой атаку немцев.

Во время третьего наступления солдаты противника обстреляли наших воинов из минометов. Букоткин по заданию командира отправился на левый фланг, где и попал в засаду. Выбраться радист смог только чудом: немцы почему-то не заметили бойца, когда он перебежками промчался буквально мимо них. Правда, позже Букоткина все же обнаружили и открыли по нему шквальный огонь. Солдат получил ранение в ногу и в плечо, но выжил и был доставлен в госпиталь.

В 1952 году Иван Букоткин был рукоположен в священники в Саратове и до конца своих дней нес служение у престола Божьего.

Протоиерей Дмитрий Хмель, кавалер ордена Красной Звезды

image051Дмитрий родился и вырос в маленьком украинском городке Бершадь, где его вместе с семьей и застала война. Он порывался уйти на фронт со старшим братом, но остался ради своей матери. Позже, в 1944 году, когда город был освобожден, Дмитрий вступил в ряды Красной армии, служил наводчиком артиллерийского расчета в 62-й армии под командованием героя Сталинградской битвы генерала Николая Крылова.

Одним из самых ярких воспоминаний отца Дмитрия была битва в Восточной Пруссии, где он получил тяжелое ранение. Наступление Красной армии под Гумбиненом остановили мощные и неприступные дзоты. В том бою погиб весь расчет Хмеля, а он со связкой гранат пополз под шквалом пуль и осколков к бойнице дзота. Боец сумел забросить гранату в маленькое окошко, но был ранен немецким солдатом. При взрыве Хмеля засыпало землей. Только спустя сутки его забрали с поля боя санитары. Долго солдат пролежал в госпитале, перенес тяжелую операцию на позвоночнике. Когда Дмитрий вернулся в часть, генерал Крылов был радостно удивлен: он был уверен, что боец героически погиб, выполняя задание!

Но Бог сохранил своего будущего служителя. Встретив победу под Кёнигсбергом, Дмитрий Хмель вернулся домой, поступил в Одесский технологический институт, а вскоре стал священником.

Протоиерей Стефан Колосов, кавалер ордена Славы III степени, медали «За победу над Германией в Великой Отечественной войне»

image053Степан Колосов вырос в верующей семье, что и предопределило в будущем его священнический путь. Во время Великой Отечественной войны Степан служил пулеметчиком, несколько раз был тяжело ранен, но возвращался в строй.

Долгожданный день Победы Колосов встретил в Латвии, но не сразу смог демобилизоваться: ему пришлось служить и в Средней Азии, и на Дальнем Востоке. В 1949 году он поступил в Ленинградскую духовную семинарию, а вскоре был рукоположен в священники.

Протоиерей Анатолий Новиков, кавалер ордена Славы III степени, медали «За боевые заслуги»

image055Московский священник Анатолий Новиков родился в Кировской области, в детстве став свидетелем ужасов раскулачивания. В 1943 году его призвали в армию. Некоторое время он учился в артиллерийском училище, но позже попросился добровольцев в воздушно-десантные войска. В этом подразделении Новиков участвовал в героической и тяжелой операции по форсированию реки Свирь. Потери в тех сражениях были большими, но Анатолий остался невредимым, а первое ранение получил спустя неделю после Свирской операции.

Восстановившись, в составе роты разведчиков боец участвовал в освобождении польской Померании. В марте 1945 на берегу Балтийского моря, в боях с агонизирующей немецкой армией Новиков получил второе, тяжелое ранение в голову и ноги. День Победы боец встречал в госпитале.

В 1947 году Анатолий приехал в Москву поступать в духовную семинарию. Спустя 8 лет он был рукоположен в сан священника.

Храмы и монастыри

Жемчужина Костромы

При въезде в город Кострому, рядом с транспортной развилкой, при спуске с моста, возносит свои купола увенчанные крестами и колокольней знаменитый своим изяществом и уникальный своими фресками архитектурный ансамбль храма Воскресения на Дебре и церкви в честь иконы Божией Матери Знамение. Выдающийся памятник русской духовной и художественной культуры XVII века.

Три столетия тому назад был построен один из величественнейших в своем великолепии храм в память тридневного Воскресения Христа, явившийся жемчужиной в ожерельи храмов Костромы, да и всего Поволжья. Престольным праздником его принято считать праздник Обновления (освящения) храма Воскресения Христова в Иерусалиме (Воскресение словущее, 26 сентября 335г.). «На Нижней Дебре» - прибавление к названию церкви, указывает на расположение храма, который стоит на месте некогда дремучего леса – Дебри. В этих местах лесная чаща делилась на Нижнюю, на которой и стоит храмовый комплекс, и Верхнюю Дебри.

Подробнее...

Святые и Святыни

Иерей Александр Ребячьих, Христа ради юродивый

Юродивые — сонм святых подвижников, избравших особый подвиг — юродство, подвиг изображения внешнего, т.е. видимого безумия, с целью достижения внутреннего смирения. Юродство как путь святости реализует то противоположение мудрости века сего и веры во Христа, которое утверждает апостол Павел: «Никто не обольщай самого себя: если кто из вас думает быть мудрым в веке сем, тот будь безумным, чтоб быть мудрым. Ибо мудрость мира сего есть безумие пред Богом, как написано: уловляет мудрых в лукавстве их» (1 Кор. 3, 18-19), также: «Мы безумны Христа ради» (1 Кор. 4, 10). 

Подробнее...

Статьи

Стихи. Священник Валерий Бурдин

Из книги «Не медь звенящая»

Дай мне, Боже, соловьиное дыханье,
Чтобы, славя и мучительно любя,
Донести я мог любовь свою стихами,
В мир явившимися только для Тебя.

Подробнее...

Православный календарь на сегодня: