Альманах Светочь №7

Автор: Сазонов Д. И., протоиерей. .

svetoch-7Вы открываете для себя альманах Костромского церковноисторического общества «Светочъ» № 7, посвященный печальной памяти расстрела в ночь с 16 на 17 июля 1918 г. в подвале Екатеринбургского дома инженера Ипатьева святых царственных страстотерпцев – ГосударяИмператора Николая II с Его Августейшим семейством и теми верными, кто остался до конца преданными своему долгу.

Определением Юбилейного Архиерейского собора 2000 г. царственная семья последнего Российского императора была причислена к лику святых страстотерпцев: «В страданиях, перенесенных Царской Семьей в заточении с кротостью, терпением и смирением, в их мученической кончине… был явлен побеждающий зло свет Христовой веры».

Соборным постановлением ежегодно 17 июля Русская Православная Церковь молитвенно, через богослужения и крестные ходы собирая своих чад, обращается к памяти и молитвенному предстательству прославленных в лике святых Царственных страстотерпцев.

Кострома издревле считается «колыбелью Царственной Династии Романовых».

Призвание в стенах Ипатьевского монастыря Михаила Феодоровича на Все российский царский престол, майский приезд последнего царствующего императора в Кострому в год 300летнего юбилея Династии, посещение ими Ипатьевской обители и события расстрела в екатеринбургском Ипатьевском доме в ночь с 16 на 17 июля 1918 г. царственного семейства отразились в памяти костромичей в виде особенного молитвенного почитания этих событий и послужили поводом для глубокого и всестороннего осознания исторических уроков прошлого, без осмысления которых невозможно будущее, созидательная жизнь в государстве, обществе, в каждом человеке. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл назвал Церковь хранительницей исторической народной памяти и самосознания: «Религия, – подчеркнул он, – является основным фактором, формирующим моральные ценности народа». Русская Православная Церковь называет дни особенной памяти своих государей Царскими днями. Выбор нравственных ценностей всегда определял и определяет как внутреннее состояние человека, так и внешнее его проявление в жизни общества и государства.

Организаторы Царских дней в Костроме – Костромское церковноисторическое общество и Костромской государственный технологический университет, создавая программу «Царских дней в Костроме», искренне считают, что в преддверии общероссийского празднования400летия Дома Романовых в 2013 г. необходим и востребован разговоро смысле, духовнонравственных основах и уроках истории. Просветительской целью мероприятий, их главной задачей является диалог богословов, ученых, представителей общественных движений и организаций, который послужит объединению всех слоев общества в истинном понимании исторического прошлого и станет примером плодотворного сотрудничества в едином стремлении нашего народа обрести достойное будущее для грядущих поколений. Напомним, что особенно ярко идеи соборности, симфонии священства и царства, патриотического служения, духовного возрождения проявили себя как в правлении первого государя Романовской династии – Михаила Феодоровича, так и в духовном облике последнего представителя царствующей династии – царястрастотерпца Николая II.

Полагая, что такой разговор будет полезен для воспитания у наших современников духовнонравственного восприятия и понимания власти как служения Богу и Отечеству, организаторам удалось мероприятиями «Царских дней в Костроме» привлечь общественное внимание и акцентировать общественную мысль на духовном, жертвенном подвиге тех, кто нашел в себе мужество противостоять Смуте как в XVII, так и ХХ веках. Среди всех ярко вырисовывается фигура патриота, защитника веры и Отечества, вдохновителя освободительной борьбы против иностранных захватчиков Святейшего Патриарха Гермогена, 400летие со дня мученической кончины которого будет праздноваться в 2012 году.

Программа «Царских дней в Костроме» 16 июля 2010 г. в основной своей части состояла из международной научнопрактической конференции «От Ипатьевского монастыря к Ипатьевскому дому: смысл и уроки истории», которая прошла в Братском корпусе Ипатьевского монастыря. На ней были рассмотрены вопросы монархического сознания Российского общества в эпоху царствования династии Романовых, поднят разговор о сакральном, священном смысле истории, о связи династии Романовых с Костромским краем, о богатом, духовноисторическом наследии Царствующего Дома Романовых в культурном пространстве России, запечатленном в архитектурных, живописных и литературных формах. В конференции приняли участие ученые и богословы из Москвы, СанктПетербурга, ЦФО. Материалы прошедшей конференции мы предлагаем Вашему вниманию, дорогой читатель, полагая, что они всегда будут востребованы вдумчивой и жаждущей
понимания истории частью нашего общества.

Протоиерей Дмитрий Сазонов,
председатель Костромского
церковноисторического общества

Скачать Альманах Светочь №7

{backbutton}

Храмы и монастыри

Свято-Покровский Авраамиево-Городецкий мужской монастырь

село Ножкине близ города Чухломы

Этот монастырь на берегу Чухломского озера был основан во второй половине XIV века одним из наиболее выдающихся учеников Преподобного Сергия Радонежского — преподобным Авраамием Галичским и Чухломским.

Подробнее...

Святые и Святыни

Архимандрит Михаил (Беляев; 1925 - 2009)

Архимандрит Михаил (в миру – Михаил Александрович Беляев) родился 8 ноября 1925 года в деревне Семунино Буйского района Костромской области в благочестивой, искренне верующей крестьянской семье. В 1938 году окончил пять классов неполной средней школы, однако ранняя смерть матери, скончавшейся в 1939 году, не дала будущему пастырю возможности продолжить образование. С началом войны на фронт ушел его отец Александр Васильевич, а в 1943 году в армию призвали и восемнадцатилетнего Михаила. Он стал сапером, сражался под Выборгом, на финской границе, в июне 1944 года был тяжело ранен, а в декабре — контужен. В марте 1945 года рядовой Михаил Беляев вернулся в строй, но с днем Победы его военная биография еще не завершилась: стрелковый полк, в котором он служил, был переведен на Дальний Восток и принимал участие в разгроме японских войск. В январе 1946 года двадцатилетний фронтовик, награжденный медалями «За оборону Ленинграда», «За победу над Германией» и «За победу над Японией», вернулся в родной колхоз. Но скоро Михаилу пришлось пережить еще более тяжелые испытания.

Подробнее...

Статьи

Святитель Варлаам (Ряшенцев) костромской след

Имя владыки Варлаама (в миру Виктора Степановича Ряшенцева, 1878- 1942) нельзя назвать ни неизвестным, ни забытым. Только запрос в сети Интернет даёт свыше 1700 страниц ссылок на всевозможные сайты. Такую известность он приобрел из-за участия в так называемом «ярославском расколе», когда в ответ на известную «Декларацию» 16/19 июля 1927 г., направленную на фактическую поддержку безбожной власти, владыка 6 февраля 1928 г. в составе группы архиереев Ярославской епархии, возглавляемой митрополитом Агафангелом (1854-1928), подписал встречную декларацию об отделении от Заместителя Патриаршего Местоблюстителя митрополита Сергия (Страгородского)[1].

Подробнее...